Новый курс "Рассказы из русской истории" рассказывает о судьбах людей, которые творили историю нашей страны в XVII веке. Так, слушатели узнают, как удалось юному Михаилу Романову, не имея навыков государственного управления, править Россией более 300 лет. А также о правде - что в жизни царей скрывалось за роскошными дворцами, пышными нарядами и запутанными ритуалами.
"Рассказы из русской истории" по XVII веку будет важен не только для школьников и студентов, но и для всех, кому интересна русская история. Курсы Владимира Мединского - это подробное, последовательное и увлекательное погружение в родную историю.

Владимир Ростиславович Мединский
15 ч. 58 мин.
Дата публикации : 04.11.2023
4 ноября в России отмечается День народного единства. Почему этот праздник так трудно приживается в нашем сознании? Что такое Смута и почему Москва почти два года была оккупирована иностранными войсками? Были ли у России альтернативные пути развития? Какую роль в борьбе с интервентами играла русская Православная церковь? В новой лекции, подготовленной ко Дню народного единства, Владимир Мединский расскажет о судьбах людей, творивших историю нашей страны в первой четверти XVII века, и ответит на главный вопрос – что именно мы отмечаем 4 ноября.
Дата публикации : 06.11.2023
Первая четверть XVII века. Россия находилась на грани тотальной катастрофы. Её история была готова прерваться – и мы сейчас жили бы в совсем другой стране. Кем был Минин и какие меры он предпринял для создания материально-технического базиса Ополчения? Как удалось запустить мобилизационную экономику, собрать чрезвычайный налог и даже наладить чеканку денег? И почему Пожарский оказался идеальным военным руководителем?
Во второй части рассказа Владимира Мединского, подготовленного ко Дню народного единства, предстоит рассказ о событиях, завершивших Смутное время, и дан ответ на вопрос о глубинном смысле народного единства, которое стало решающим фактором победы Руси над иностранными интервентами.
Дата публикации : 24.09.2024
Михаил Романов стал первым представителем новой династии, правившей в России более 300 лет. Вступая на престол, он был совсем молод и не обладал навыками государственного управления. В значительной степени это компенсировалось наличием в его окружении опытных администраторов – а позднее главным «наставником» молодого царя стал вернувшийся из польского плена его отец Федор Никитич Романов, он же – патриарх Филарет. Сколько подписей стояло под итоговым «приговором» о выборах нового государя? Что стало решающим фактором того, что кандидатура молодого Михаила Романова оказалась предпочтительней многих знатных и гораздо более опытных государственных деятелей? Что произошло с первой женой царя? Сколько детей родилось во втором браке? И, наконец, в чём правление Михаила Федоровича способствовало, а в чём тормозило процессы модернизации страны? Ответы на эти и другие вопросы – в новой лекции Владимира Мединского.
Дата публикации : 28.09.2024
Венчание на царство Михаила Фёдоровича положило начало более чем трёхсотлетнему периоду правления династии Романовых. Молодой царь стремился добиться признания новой династии иностранными державами, вернуть международный авторитет русскому государству и пересмотреть условия невыгодных для России соглашений, подписанные с Речью Посполитой и Швецией по итогам войн, начатых ещё в Смутное время. Что из задуманного ему удалось? Что происходило в эти годы в Европе? Как менялось вооружение и снаряжение европейских армий в ходе Тридцатилетней войны? Какая война была центральным событием русской истории в этот период? Почему так трагически сложилась судьба одного из лучших русских военачальников Михаила Шеина? Как осуществлялась освоение Сибири? Ответы на эти и другие вопросы – в новой лекции Владимира Мединского.
Дата публикации : 05.10.2024
Роскошные дворцы, пышные наряды, придворные, сложные запутанные ритуалы… Всё это подчеркивало особое положение русского царя. Но что скрывалось за кулисами этого внешнего лоска? В чем главная задача царя - управление государством или служение Богу? В какие игры играл в детстве Алексей Михайлович? Какую роль играли религиозные ритуалы в повседневной жизни царя? Какие вопросы решал Земский собор? И каковы были особенности русского дипломатического этикета? Ответы на эти и другие вопросы – в новой первой части лекции Владимира Мединского.
Дата публикации : 12.10.2024
В продолжении рассказа о бытовой стороне жизни царей, их семьи и ближайшего окружения поговорим об экономических реалиях XVII века – зарплатах, ценах, жилищных условиях, а также о внутренней организации дворцовой жизни приёмах, трапезах, свадебных церемониалах и вообще нравах. Какие события влияли на российскую экономику XVII века? Чем отличалась денежная система того периода от современной? Где жили цари как они жили? Сколько видов ухи готовили царские повара? Что помнят многовековые дубы в Коломенском парке? Как выбирали царскую невесту и как менялся «свадебный чин»? Ответы на эти и другие вопросы – в новой лекции Владимира Мединского.
Дата публикации : 20.10.2024
Правление царя Алексея Михайловича длилось три десятилетия. Выступив на трон в 16 лет, он много сделал для реформы законодательства и армии, значительно расширил территорию, сумел с минимальными потерями провести страну через сложнейший период внутренних неурядиц. А сам был человеком глубоко верующим, при этом отличаясь добродушным и даже весёлым нравом. Аккуратист и даже педант, поклонник соколиной охоты и астроном-любитель. Были ли в Российском государстве хорошие учителя? Кем стал для Алексея Михайловича «дядька» его детства, влиятельный и хитрый боярин Морозов? Каковы особенности политического стиля царя и как ему удалось подавить Соляной бунт? И как Россия вплотную подошла к достижению своих многовековых геополитических задач? Ответы на эти и другие вопросы – в новой лекции Владимира Мединского.
Дата публикации : 26.10.2024
Большую часть правления Алексея Михайловича Россия участвовала в войнах, вынужденная решать важнейшие геополитические задачи. Главная из них – воссоединить все исконно русские земли в составе России. Почему отличное – враг хорошего, и почему дорога к потрясениям часто устлана благими намерениями? Как перенесла Москва страшную эпидемию чумы?? В чем заключались особенности приказной системы как системы исполнительной власти при Алексее Михайловиче? Как чтение иностранных газет влияло на политику боярской думы? И как особенности характера Алексея Михайловича мотивировали подданных? Ответы на эти и другие вопросы – в новой лекции Владимира Мединского.
Дата публикации : 09.11.2024
Новая лекция Владимира Мединского посвящена трём ярким фигурам, в разные годы бывшим фактически соправителями первых Романовых – патриарху Филарету, боярину Борису Морозову и патриарху Никону. Как патриарх из «ненастоящего» стал настоящим, и более того – соправителем своего царственного сына? Что сделало боярина Морозова наиболее удачным кандидатом на должность «дядьки» наследника Алексея? Как царь «отмазал» Морозова во время Соляного бунта? Кем стал Никон для царя Алексея Михайловича, и как впоследствии произошёл его конфликт с царем? Ответы на эти и другие вопросы – в новой лекции Владимира Мединского.
Дата публикации : 16.11.2024
Три человека с совершенно разной судьбой, которых объединяет одно – каждый из них вошёл в историю как большой хитрец своей эпохи. Речь пойдет об Иване Грамотине, Григории Котошихине и Никите Романове. Как Грамотину удалось заткнуть за пояс самого Талейрана по «непотопляемости» на посту министра иностранных дел? Почему «повёлся» на банальную взятку польский король Владислав? Для чего шведам понадобилась книга о России? Что стало со скелетом Котошихина после смерти? Почему Никита Романов был так недоволен боярином Морозовым, и какой вклад он невольно внёс в будущее России? Ответы на эти и другие вопросы – в новой лекции Владимира Мединского.
Дата публикации : 23.11.2024
Три государственных деятеля, которых с полным основанием можно назвать сподвижниками царя Алексея Михайловича, во многом определяли политику России во второй половине XVII века. Сегодня мы редко о них вспоминаем, хотя они по праву увековечены на памятнике Тысячелетие России. Это Афанасий Ордин-Нащокин, Артамон Матвеев и Федор Ртищев. Чего удалось добиться Ордину-Нащокину на переговорах с Польшей и Швецией? Почему его «губернаторство» в Пскове можно считать опередившим время? Как Артамон Матвеев поспособствовал второму браку царя, и почему ему не стоило возвращаться из ссылки после смерти Фёдора Алексеевича? И почему Фёдора Ртищева можно считать родоначальником русской благотворительности? Ответы на эти и другие вопросы – в новой лекции Владимира Мединского.
Дата публикации : 30.11.2024
XVII век в российской истории Бунташный: от Смуты и самозванцев до Степана Разина и стрелецкого бунта. Против чего бунтовали? И почему при этом выступали за царя? И вообще, чего в русском бунте больше – бессмысленного или беспощадного? Какие функции выполняло Стрелецкое войско, учрежденное Иваном Грозным? Что подтолкнула Алексея Михайловича к созданию Соборное уложение? Чем рейтарские полки отличались от стрелецкого войска? Почему падение Соловков вызвало массовые самосожжения старообрядцев? И главное: почему история Бунташного века свидетельствует, что свобода и воля - фундаментальные русские ценности? Ответы на эти и другие вопросы – в новой лекции Владимира Мединского.
Дата публикации : 13.12.2024
Со школы нам привит стереотип – настоящая армия в России появилась в результате петровских реформ. До этого – бородатые стрельцы, неуклюжие пушкари, разношерстное ополчение. И мы как-то не замечаем того, что на протяжении всего XVII столетия русская армия успешно противостояла лучшим армиям своего времени – польской, шведской, османской. Может быть, реформы армии начались до Петра I? Когда и почему появилось стрелецкое войско? Как была организована службы дворян в России и в Европе? Как создавалась и как функционировала система засечных черт? Как формировались полки нового строя, и почему в нашей армии довольно быстро ушли от европейской практики использования иностранных наёмников? Чем была вооружена русская армия, и почему Россия не стала колонией Запада? Ответы на эти и другие вопросы – в новой лекции Владимира Мединского.
Дата публикации : 21.12.2024
Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича, практически забыт в нашей истории. За 6 лет его правления не произошло серьёзных геополитических потрясений. Но слабый здоровьем царь оказался с твердым характером, и страна во время его правления динамично развивалась. Сохранился ли достоверный портрет Фёдора Алексеевича? Каким было его детство и чем он увлекался? Почему первые три года его царствования фактическим правителем был Иван Милославский, и почему потом ситуация изменилась? Как был выбрана царская невеста, и что происходило в это время с Москвой? Ответы на эти и другие вопросы – в новой лекции Владимира Мединского.
Дата публикации : 18.01.2025
Герб, гимн и флаг – триада официальных государственных символов, которая являются важнейшими атрибутами суверенитета. Но помимо сугубо церемониального значения они несут глубокий понятийный смысл. Знание и понимание истории их возникновения позволяет глубже понять страну, в которой мы живём, раскрыть значение эволюции идей и ценностей, которые отображают государственные символы. Когда появилась первая дошедшая до нас печать с изображением двуглавого орла? Как на русском гербе появился единорог? Когда появился триколор и кто прав в споре «триколор» или «имперский флаг». Почему поэты Жуковский и Михалков трижды корректировали тексты государственного гимна нашей страны? На эти и другие вопросы в новой лекции, подготовленной ко Дню России, ответит Владимир Мединский.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.